18-го апреля открылась персональная выставка художника Асафа Бен Цви, в обеих галереях Графической Студии в Иерусалиме. На выставке «Живые стежки» представлен объем его печатных работ, начиная с 80-х годов, и заканчивая работами 2013-го г. Куратор: Ирена Гордон.
Асаф Бен Цви родился в 1953 г. в Кфар Ехезкель. Учился в Академии Бецалель и в Институте Пратт в Нью-Йорке. Лауреат многочисленных премий, в том числе приз Раппопорта 2011 г. в области живописи, Тель Авивский Музей Искусств. Живет и работает в Иерусалиме.
Выставка открыта до 27-го июня 2013 г.
«Я стою на площадке трамвайного вагона, и у меня нет никакой уверенности насчет моего положения в этом мире, в этом городе, в своей семье. Даже приблизительно я не мог бы сказать, какие притязания вправе я на что-либо предъявить». Этими словами начинается «Пассажир» Франца Кафки. В этом коротком рассказе человеческое состояние предстает как нечто между покоем и движением, последовательностью и фрагментарностью, причастностью и обособленностью. Кафка показывает сомнение как постоянный спутник сознания, даже – а быть может, в особенности – в наиболее тривиальных ситуациях.
Кафкианское постоянное сомнение в том, что «само собой разумеется», это центральная ось творчества Бен Цви, и во всех работах, выполненных в Иерусалимской студии печатной графики оно принимает воистину драматические и фантастические формы .
Сомнение – везде, оно пронизывает все течение жизни. Оно – часть огромной, монументальной, модернисткой поэмы. От движения руки оно переходит к движению велосипедного колеса, и продолжается от одной работы к другой, от офорта к шелкографии, от одной серии к другой, вот уже на протяжении двадцати пяти лет неизменных визитов в студию.
- Когда ты стоишь на той самой трамвайной площадке, которую описывал Кафка, говорит Бен Цви, – ты пропускаешь трамвай, поднимаешься в него, ждешь, радуешься, ты «до» или «после». Но само это место – оно между полной остановкой и движением, тоской и ее отсутствием, в нем есть что-то очень формальное и организованное, но в то же время неожиданное и изменяющееся. Это очень «приземленное» и материальное место, но чем дольше ты находишься там, тем более оно теряет свою физическую сущность. Слово «площадка» содержит в себе элемент творческой кульминации в момент зарождения идеи.
- Когда я работаю у себя в мастерской, – рассказывает Бен Цви, – множество голосов проносится у меня в голове, в то время как в Графической студии все по другому. Шум там – часть пространства, шум людей и работы, благодаря этому я собираюсь в одну струну. Это вроде процесса очищения. В этом смысле я думаю о штудиях нервной системы Леонардо Да Винчи, о том, как человек, который исследовал детали физического и материального в своих рисунках, сумел затронуть струны души».
Физическое и материальное в оттисках Бен Цви, это образы, повторяющиеся на протяжении лет: лодки, дельтапланы, полевой цветок – все связаны с ландшафтами его детства в долине Израэль на севере Израиля, с ощущением присутствия на природе, в открытом пространстве долины, без моторов, шума или загрязнения; прорастая сквозь сухую землю как дикий цветок в конце лета, проносясь на воздушных течениях как дельтаплан или парусная лодка. Через все работы реет в своем стремлении растение или флаг на ветру, велосипеды ненавязчиво опережают стоящих людей, не как мощная машина, а как элемент природы – материальный, но все же мимолетный, физический, но и душевный.
В своей фигуративности и подходе к материалу, Бен Цви подчеркивает метафору отношений зависимости, взаимного уничтожения и оплодотворения – между одним человеком и другим, между человеком и природой. В 2004 году, Бен Цви создал 8 офортов в технике sugar-lift (техника «поднятого» грунта-лака — «резеваж») для Иерусалимского Биеннале Графики. Работы, созданные по книге поэм Йорам Варетэ «Хозяин» – прямое продолжение интереса Бен Цви к движению земли, воды, неба и ландшафта в целом, к присутствию человека и его перемещению в пространстве.
Бен Цви выбрал именно технику sugar-lift, чтобы создать работы, находящиеся как бы в постоянной трансформации, сочетать мягкость и твердость – нежность мазка на жестком металле.
Графика Асафа Бен Цви подобна пребыванию на трамвайной площадке Кафки – сознание одновременно связано с жизнью и отделено от нее, в попытке ухватить все ее скрытые элементы.
Отрывки из: «Живые Стежки. Работы Асафа Бен Цви в Иерусалимской Студии Печатной Графики». Ирена Гордон, Иерусалим, 2013.
Перевод с иврита: Лена Зейгер. Редакция: Полина Беспрозванная.
» Подписаться на комментарии к этой статье по RSS